В сентябре 2009 года стало известно о том, что Роскомнадзор вынес предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности редакции газеты «Вечерняя Тюмень» за публикацию статьи «Мифология семьи, любви и верности» в № 26 (451) от 17-23 июля 2009 года. Это перепечатка статьи Натальи Радуловой из сетевой газеты «Взгляд» от 10 июля 2009 года.
В статье в ироническом тоне пересказывается история персонажей сказания о Петре и Февронии и ставится под сомнение адекватность использования этой истории как примера для подражания для современных влюбленных пар.
Отсюда
Мифология семьи, любви и верности
Петр и Февронья Муромские, семейная пара, которую нам преподносят как пример любви и верности, на самом деле были те еще кадры. Февронья угрозами загоняла кавалера под венец, а он, бедняга, бегал от нее, как заяц. Год назад довелось мне оказаться в городе Муроме. Как раз накануне комитет Совета Федерации по социальной политике единогласно одобрил предложение о введении нового государственного праздника в честь Муромских князя Петра и княгини Февроньи – День семьи, любви и верности. Так что грех было не зайти в Муромский историко-художественный музей и не разузнать подробнее про наших отечественных Ромео и Джульетту, на которых, по мнению чиновников, надо равняться всем семейным парам России. Ведущие научные сотрудники музея Ольга Сухова и Юрий Смирнов сразу заявили, что особых иллюзий насчет Петра и Февроньи не питают. Не по большой любви у парочки все начиналось. Начнем с того, что Петр покрылся струпьями. Ну приболел парень, бывает. И порекомендовали ему знающие люди обратиться к знахарке одной, девке крестьянской из Рязанской области. У нее, мол, многие молодцы лечились и, надо заметить, очень довольными оставались. Прибыл Петруша к этой Февронье едва живым. А Февронья, не будь дурой, сразу условия выдвинула: «Вылечу красавчика, если женится он на мне». Не то чтобы влюбилась она в шелудивого с первого взгляда, но он все ж таки это был какой-никакой, а князь. Крестьянкам шанс сделать такую головокружительную партию не часто выпадал. Петру было так худо, что он готов был обещать что угодно. Предложи ему тогда на кошке жениться, и то согласился бы, наверное, не раздумывая. Нет, сначала, конечно, он пробовал через посредников торговаться – деньги предлагал, дары там всякие княжеские. Но Февронья уперлась. И то правда – деньги проешь, а княгиней так и не станешь. «Аз есмь хотя и врачевати, но имениа не требую от него прияти. Имам же к нему слово таково: аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его», – заявила Февронья. Что в переводе на язык современный означает: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Короче, клятва Гиппократа в действии. Но делать нечего, пришлось болезному Петруше принять эти условия. «Ладно уж, женюсь, – проворчал он. – А как же». Смазала Февронья тайным зельем жениху все язвы его, но одну язвочку не тронула. На всякий случай. И как в воду глядела. Потому что оклемавшийся Петр тут же на радостях собрал манатки и дал деру от своей нареченной. Оно ведь, к слову, именно так часто и бывает. Мужчина поначалу чего только не наобещает: и квартиру, и машину, и свадебку. А потом ищи-свищи его. Уж сколько таких неудавшихся невест на Руси было – не счесть. Но только не наша Февроньюшка. Она ж не просто так оставила на теле парня одну незалеченную ранку – видимо, не первый жених уже от нее убегал. Так что не успел Петр далеко свалить – рецидив настиг его в пути. Пришлось снова, повесив голову, возвращаться к знахарке. Как объяснил Юрий Михайлович: «Деваться некуда. Или женись, или помирай». «А что ж тут романтичного? – удивилась я. – Зачем эту хитрожопую парочку назначать главным российским символом любви и верности? Прям даже как-то неудобно мне за наш комитет Совета Федерации по социальной политике». Но Ольга Оскольдовна и Юрий Михайлович предложили выслушать историю до конца. Может, что романтичное я и узрею в биографии Муромских. Так вот. Жили и княжили супруги в Муроме. Не всем боярам, конечно, нравилось, что командует ими крестьянка, но в конце концов привыкли и они. На пенсию отправилась Февронья в монастырь – по своей ли воле или по мужниной, точно не известно. Петр тоже поселился в келье. А через какое-то время прислал в женский монастырь гонца с вестью: «Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе, яко да купно отоидем». Что, как вы поняли, означает: «Февронья, помираю. Давай и ты». Почему он хотел вместе с Февроньей помереть? Может, привык уже все вместе делать. А может, неприлично тогда было, чтоб жена живехонькой после похорон мужа оставалась. В общем, князь настаивал, несколько раз гонца присылал. Февронья, однако же, энтузиазма мужа насчет идеи «купно отоитти от тела» не разделяла, сопротивлялась: «Нет, не могу. У меня тут вышивка не закончена. Мне еще лет двадцать иголкой махать». Но все же как-то ее уговорили отдать концы в один день вместе с мужем. Остается только догадываться – как. Муромцы не хотели хоронить монахов в одном гробу – стыдоба. Разделили их, но на следующий день покойники сами как-то соединились, и теперь в местный монастырь приходят верующие, чтобы поклониться воссоединенным мощам. Вот так чудо. «Да ну, не может быть», – заявила я ведущим научным сотрудникам. Ольга Оскольдовна и Юрий Михайлович чуть не хором ответили: «А мы не уверены, что Петр и Февронья вообще существовали». Ведь даже их книга, написанная в соавторстве, называется «Петр и Февронья Муромские. История, мифология, культ».
Оригинал стать.
Надо отметить, что и у нас на сайте есть своя версия жития этой сладкой парочки. Настоятельно рекомендую. Digger: Житие князя Петра и девы Февронии
Наш комментарий: Ждём-с.
Комментарии телезрителей:
Маруся Веникова [16-09-2009 12:53]: А чиво? Моя полностью согласна. Еще когда только жена Медведа придумала этот праздник повсеместно внедрять, на Первом канале живенько так подсуетились и сняли на целый час времени фильму про этих самых Петра и Февронию. Я там как услышала про ранку незалеченную - меня ржач минут на 20 накрыл. Вот такая вот любовь, да... РПЦ нам шантажистов в пример ставит. Класс!!!
Gollum [16-09-2009 21:43]: Ну, собстно РПЦ ставит в пример себе подобных. Мало у нас что ли римских папиков - содомитов, развратников и банальных грабителей в святых ходит?
Камила [18-09-2009 23:58]: 1. Во-первых, сравнивать Петра и Февронию с Ромео и Джульеттой, по меньшей мере, некорректно. Ромео и Джульетта - ровня, и только старинная вражда двух семейств помешала Ромео официально просить руки девушки. Предложение, скорее всего, было бы принято, так как родители Джульетты не тираны и искренне любят свою дочь. А Феврония - дочь бортника. И хотя эта профессия издавна почиталась на Руси, всё же князю девушка из такой семьи не пара. 2. До того, как выбрать в лекари именно Февронию, Петр узнает о ее мудрости. Ум у Февронии не книжный, а народный, "природный", "естесственный". 3. Феврония не ровня Петру по происхождению, но по уму она его выше. В их отношениях князь оказывается ведомым. Вспомним крестьянку Маланью Сергеевну, мать Лаврецкого - Февронья не чувствовала себя неуютно в княжеских покоях, не тушевалась перед боярами. Она собирает крошки после еды, потому что знает цену каждому кусочку, в отличие от бояр, следящих за "чином" (т.е. протоколом). 4. Петр пообещал "богатство" тому, кто его вылечит. В представлении Февроньи богатство - это муж, счастливая семья. Она отказывается от драгоценностей, которыми ее обещают наградить бояре в случае отказа от Петра. Да, не долечила. А разве современные девушки поступают иначе? Вспомним: я сделаю то-то и то-то, если ты на мне женишься! И сердце, и рука Петра были свободны, в городе на тот момент правил не он, а его старший брат. 5. Жены бояр не хотят, чтобы над ними стояла крестьянка, а каждый из бояр мечтал править вместо Петра. Поэтому бояре изгоняют супружескую чету из города. 6. Автор статьи почему-то пропустила один из наиболее значимых эпизодов повести. Когда изгнанные супруги плыли по Оке, на Февронию стал заглядываться женатый мужчина. Феврония велела ему выпить воды с разных сторон корабля. Когда это было проделано, она спросила, разная ли вода на вкус или одинаковая. Вода оказалась одинаковой. Так Феврония дала понять, что женская сущность у всех одна и та же, и не нужно заглядываться на чужих жен. 7. Под старость супруги постриглись в монахи согласно обычаю того времени. Своего рода "вышли на пенсию". Жили они в разных обителях, и вышивать Февронии оставалось недолго. Вспомните выражение: "Они жили долго и счастливо и умерли в один день". 8. Это что касается автора статьи... Не знаю, что именно наговорили работники музея, но оболгать и опошлить можно все, что угодно - было бы желание. "Повесть о Петре и Февронии" остается литературным памятником, уникапьным по своей сути. В "повести" присутствуют и чисто сказочные, языческие мотивы: чудесное исцеление, женитьба на крестьянке, девушка сама выбирает мужа и является главной в их совместной жизни. 9. В повести как раз показана любовь и верность. Да, героиня не проливает потоки слез и не бьется в истерическом припадке, как показывают в современных фильмах. Так ведь настоящая любовь - это любовь спокойная, уравновешенная, чтобы никому не трепать нервы. 10. Об интимных отношениях в повести не говорится. Петр мажется мазью и парится в бане без участия Февронии. 11.Специально для гостей клуба "Вечерки". Может быть, у них и не было детей. А разве у Ромео и Джульетты были дети? У героев русских сказок? О любви к детям будет совсем другая история. В русской литературе и на эту тему написано много хороших книг.
Заодно добавлю ответ на статью Диггера. 1. О девушке князь узнал не во сне, а наяву от своего слуги, который с ней познакомился. 2. Девушка с самого начала намекает, что вылечить князя может только его будущая жена. Не ее вина, что слуга не придал значения этим словам. 3. В старину незамужних лиц женского пола называли "девами". Все равно что сказать "мисс Феврония". "Девушка" - это, вообще-то, тоже, что "девственница". Диггер, обращаясь к молоденькой продавщице или к случайной прохожей с номинацией "девушка", вы будете осматривать ее на предмет невинности? Или попросите предъявить паспорт - если там штамп, то она уже не девушка, а женщина? А если она все-таки девственница?
Блудный Кот [19-09-2009 20:32]: Digger и Handy, я понимаю, что вы, не являясь участниками ЖЖ ru_childfree, вряд ли можете испытывать какие-либо подспудные, а порой и выраженные, негативные чувства относительно профессиональной деятельности журналистки Н. Радуловой, однако I would daresay, что у ашегой пейсахвсходительства реакция на неё уже инстинктивная -- отторжение, как и у большинства прочих читателей означенного коммудити, пусть фимознейшего в аспекте синдрома ЧСВ, поразившего большую часть почтеннейшей публики. И ещё осмелюсь заметить, что выражаю не только личное мнение: аудитория realigion и ru_childfree однозначно пересекается на несколько процентов. Впрочем, что я? Я лишь наблjudаю за ситуацией .
http://xeno.sova-center.ru/89CCE27/89CD1C9/D972CF6
|