Проф. Дулуман Е.К. - доктор философских наук, кандидат богословия.
Если согласиться с научными выводами, то человек появился на земле в результате длительного эволюционного развития животного мира. Палеоантропология считает, что наиболее древним и общим предком человека и животных был австралопитек, который жил где-то 3-3,5 миллионов лет тому назад.
Считается, что австралопитек является общим биологическим предком современного человека и современных человекообразных обезьян: шимпанзе, гориллы и орангутана. Между современными человекообразными обезьянами и австралопитеком с одной стороны, а с другой, - между современныим человеком и австралопитеком появлялось и исчезало ряд промежуточных видов биологических существ. Таким образом между нами и шимпанзе, гориллой орангутаном нет непосредственного или даже ближайшего связующего биологического предка. В силу этого обстоятельства мы можем говорить, что современный человек и современные человекообразные обеэьяны являются между собой родственниками уровня "киселя на седьмой воде". Но этот общий для нас " кисель на седьмой воде" очень густо замешан в нас. Так, современные ученые твердо установивли, что гены человека и гены шимпанзе совпадают между собой на 98% и только на 2% отличны друг от друга. Но отодвинем наших современных человекообразных родственников в сторону и пройдемся по крупным звеньям цепи биологического эволюционного становления человека.
Начало биологического выделения человека из животного мира положено питекантропом, который вышел из семейства австралопитеков. В науке принято считать, что питекантроп существовал в пределах 1-2 миллионов тому назад. В 1927 году французкий еволюционист и богослов аббат Тейяр де Шарден в Китае, в пещере Джоу Коу-Даня обнаружил остатки предка человека, который жил полмиллиона лет тому назад и назвал его синантропом .Синантроп уже пользовался огнем, ходил на согнутых двух ногах, в передние лапы-руки брал палку. На смену синантропу пояявляется неандерталец, живший в предала 40-100 тысяч лет тому назад. Это было твердо стоящее на двух ногах существо,объем мозга которого достигал объема мозга современного человека. Но кора головного мозга у неандертальца слабо дифференцированной, полость рта слишком узкая, что дает основания к заключению, что этот вид человека не мог произносить слова, не говорил и не мыслил. В недрах неандертальцев формируется и окончательно выделяется из животного мира человек, человек в полном смысле этого слова. Специально о человеке и его особенностях мы будем говорить позже и отдельно. Сейчас же продолжим двигаться через человека - к Богу.
Выйдя только что из животного мир, первобытный человек сначала во всем был подобен животным. Его восприятие окружающейй действительности, а также, если можна так выразится, образ жизни в ней полностью определялся инстинктами. Разница между человеком и животными на начальных этапах существования человечества заключалась разве что в том, что человек в известной мере начал сначала через слова осознавать непосредственно окружающий его мир, чего были лишены животные. Потом человек начал осознавать себя в этом мире, в результате этого у него начало формироваться мировоззрение.
А сейчас дадим определение мировоззрения и скажем несколько слов о его фунциях.
Мировоззрение - это сведенная система обобщающих взгядов на мир и свое/человека место в этом (усматриваемом человеком) мире.
Для самых первых людей миром было та непосредственная географическая среда, в которой они проживали. Установлено, например, что синантропы в своей пещере проживали не менее 10 тысяч лет, а осоенное ими пространство простиралось вокруг них на 10-15 километров. Несомненно, больший ареал пространства был освоен кроманьойнцем. К тому же, заметим, кроманьйонец менял место жительства, мигрировал в новые и новые места земной поверхности. В цеелом, современные кроманьйонцу Гомо сапиенсы к началу своего существования расселены были по всему экваториальному и субтропическому поясах земли, уже освоили значительную южную часть умеренного географического пояса земли. Кроманьйонец жил отдельными родами, общение между которыми было спорадическим и не всегда дружественными. Поэтому для кроманьйонцем свое род или семейство и местность его проживания были всем их вещественным миром. Это мир они сначала воспринимали унаследованными от животного мира чувствами.И первым видом их мировоззрения был наивный реализм, - мировоззрение, которое принимает мир таким, каким он дается человеку органами чувств. На этом этапе исторического развития мировоззрения, на ступени наивного реализма, нет еще никаких объяснений. Для наивного реалиста очевидно, что мир есть таким, каким он его видет, слыщит, обоняет, ощущает, чувствует. Для объяснения вопринимаемого чувствами окружающего мира у этого первобытного человека мира нет не только возможностей, у нет нет даже потребности. А что здесь обяснять? - Вот перед тобой мир, как на ладони. "Прииди - и виждь!", - как настоятельно говорил апокалипсический Ангел Иоанну Богослову (Откровение, 6:1, 3, 5, 7). В классической форме такую мировоззренческую мысли выразил софист Протагор из Абдер (481-411 гг. до н.э.): "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют"."Есть все то, что вопринимается нашими чувствами, и нет всего того, что нашими чувствами не воспринимается".
Духовная жизнь в слове, наличие мировоззрения еще больше удалили человека от всего животного мира. Но и на этом этапе своего существования человек не имел религии, как не имеют религии и животные. Не случайно, у у индусов, китайцев и древних греков одним из первых теоретических отрицаний существования богов было указание на то, что мы их, богов, не наблюдаем. А раз мы их не видим, не слышим, не обоняем, не ощущает, не чувствуем, то этих богов и вовсе нет. Отзвуки отрицание существования богов на основе принципов мировоззрения наивного реализма сохранились во всех жревнейших текстах священного писания всех религий. Так, в древнеиндусском религиозном произведении есть свидетельство о людях, которые говорили: "Нет никакого Индры, Митры или Варума. Кто их видел?" Много таких свидетельств имеется в Библии. Так, в книге Иова отрицание существования Бога аргументируется такими словами: "Вот, я иду вперед, и нет Бога; назад - и не нахожу его. Делает ли Бог что-то слева, я не вижу; скрывается ли справа, - не усматриваю".
С накоплением опыта, развитием познания у человека появляется необходимость и возможность не только осознать окружающего его географическую среде, но и объяснить себе ее важные для человека составные части. Но по духовному уровню своего развития человек был еще ребенком. Он не мог охватить весь окружающий его мир единым взгядом. Через органы чувств мир играл в человеке своими разнообразными завораживающими красками, звуками, благами, страхами... Человек усматривал разнообразие являений и предметов окружающей действительности, но не мог вопринять все это в их органическом единстве. В силу этого от пытался уяснить и объяснить себе каждое явление и каждую вещь саму по себе, в определенном отрыве от остальных явлений и предметов действительности, или схватывал и объяснял себе какие-то цельные куски, фрагменты этой действительности. Таким образом начало формироваться мифологическое мировоззрение.
В чем особенность этого мировоззрения?
Оно, во-первых, в историческом и гносеологическом плане произросло на почве мировоззрения наивного реализма и одновременно с этим стоит на его почве и отрывается от него. Мифологическое мировоззрение с одной стороны связано с наивным реализмом тем, что обобщает чувственное восприятие человеком мира, а с другой стороны - превосходит наивный реализм тем, что возводит его, наивный реализм, на уровень предствалений, образов и начальных концепций, которые принципиально отличны от непосредственных чувствований мира.
Оно, во-вторых, пытается не только констатировать наличие явлений и предметов окружающего мира, но дать им причинное, не доступное чувствам, объяснение. А поскольку у человека того времени для обяснений не было знаний-аргументов, то он вынужден был изобретать их в своем воображении. Правда, у первобытного человека не было ни малейшего осознания того, что он что-то здесь выдумывает. Создание "объяснений" для него было естественным процессом, а агрументомв в этом процессе выступалд сам человек. Ему, первобытному человеку, тогда казалось, что он твердо, вне всякого сомнения знает самого себя. Да и сейчас мало найдется людей, которые могли бы усумниться в том, что уж что-что, а себя они доподлинно знают. Вот это знание самого себя и выступило первым несомненным аргументом в первом шаге познани человеком окружающей действительности. Осознавая себя сознательным - мы бы сказали личностным, самосознающим - существом, человек такими же сознательными, личностными, существами начал признавать и окружающие его явления и предметы природы. Чукотский шаман рассказывал исследователю В.Г. Богораз-Тану: "Все, что существует, живет... Лампа ходит, стены жилищ имеют свой голос. Шкуры... ночью разговаривают между собой... Дерево дрожит и плачет под ударами топора, как бубон под колотушкой".
Наделение превобытным человеком всех явлений и предметов природы жизнью (ученые называют это явление анимизмом), а потом - и сознанием (ученые называют это явление олицетворением, гипостезированием, персонификацией) привело к созданию рассказов о них, - к мифам. Греческой слово "Миф" означает устный рассказ, предание. Сколько важных явлений и предметов в окружающей действительности усматривал человек, столько и мифов создавал он о них. В мифе можно видеть две стороны: представление явлений и предметов природы в виде отдельного живого существа и развернутый рассказ о специфических "делах и похождениях" этого мифического существа.
На основании археологически данных мы с несомненностью можем утверждать, что примерно 15-20 тысяч лет тому назад начинает формироваться мировоззрение религиозное. В гносеологическом, духовно-познавательном, плане религиозное мировоззрение органически выростала на почве мифилогического мировоззрение и было естественным дальнейшим продолжением и развитием последнего. Убедив себя на уровне мифологического мировоззрения в существоании существ (духов) грома, дождя, леса, воды и так далее, человек со временем пытается наладить с этими существами/духами взаимоотношение посредством обращенных к ним прошениям (молитвам), задабриваниеми (жертвоприношениями), вполнениями их пожеланий (заповедей). Отделив в своем воображении мифических существ от олицетворенных ими явлений и предметов природы, человек со времем поставил их над природой. В религии мифические существа превращаются в существа сверхъестественные: в духов, чертей, ангелов, богов и, наконец - в единого Бога. Таким образом мифические существа из монолитных с природой превращались сначала в управителей природой а затем, в развитых политеистических и монотеистических религий - в творцов самой природы. Так формировалось религиозное мировоззрение, а из него - сама религия.
Исходя из изложенного выше мы можем дать следующее определение религии:
Религия - это мировоззрение, сердцевиной которого является вера в сверхъестественные существа
|