И вот тогда, прошу беззвучно, Дай мне исчезнуть в серой мгле. В раю мне будет очень скучно, А ад я видел на земле. Саша Черный. Человек смертен. Это научный факт, осознание которого достаточно неприятно большинству людей. Конечно, необходимо отметить существование явления самоубийства – во все времена, у всех народов. Это явление обуславливалось разными причинами – для избегания мучений, нравственных или физических, в целях протеста или призыва к помощи. Но все же, большинство людей хотят жить. Спрос на жизнь рождает предложение - и поэтому большинство религий обещают своим адептам вечную жизнь в той или иной форме. Скажу так: мне ещё не встречалась религия без жизни после смерти. Марксизм, ленинизм и им подобные учения – не религии в классической форме этого слова. Однако, теоретически возможно, что где-то, у полинезийцев Океании, или у некоего племени, затерянного в пустыне Калахари есть религия, которая утверждает, что после смерти душа человека исчезает бесследно. Разумно предположить, что если такая религия и есть, то адептов у неё немного. Если вам известна такая религия – пожалуйста, сообщите об этом мне. Однако вернусь к теме. Итак, большинство религий утверждают бессмертие души в той или иной форме. Чаще всего, форм две. Форма первая, характерная для авраамических религий (хотя она встречалась и у религий, ныне не пользующихся заметной популярностью – например, религии древнего Египта, древней Греции, древней Руси). После смерти душа человека, в зависимости от поведения на Земле, попадает в рай или в ад, где и пребывает в добром здравии, общаясь с местными обитателями. Форма вторая, характерная для дхармических религий. После смерти, душа человека (опять же, в зависимости от поведения в жизни) переселяется в другой живой организм – может быть, в волка, а может быть, и в волкодава. Очень часто именно обещаемое бессмертие души выступает в качестве фактора, привлекающего людей в религию. В самом деле, представьте себе христианство (иудаизм, ислам), в котором нет бессмертия души, ада и рая. Стало бы оно хоть сколько бы значимой религией? Никогда. Отсюда следует вывод: вера в бессмертие души лежит в основе большинства религий. Страх перед загробными адскими муками часто выступает одним из самых эффективных факторов, влияющим на верующих. В Откровении Иоанна Богослова автор (уж не знаю, кто был автором – Иоанн или Бог) смакует те беды, которые обрушатся на неправедных. Перечисление райских блаженств - просто песчинка в сравнении с горой адских пыток и мук. Отметим ещё и тот немаловажный факт, что как следует запуганными прихожанами легче управлять.. Если человек не верит в загробную жизнь – то он неподчиним ни одной религии. Именно поэтому мы можем наблюдать вопиющий факт, что РПЦ МП очень не любит атеистов (вспомним хотя бы упорное проталкивание курса ОПК, по сути, «закона божьего»). Но при этом относительно мирно сосуществует с исламом, буддизмом, иудаизмом. Так сказать, коллеги по профессии – leben und leben lassen. Живи и дай жить другим. Но мы несколько отвлеклись. Итак, примем тот факт, что верующий в большинстве религий надеется на бессмертие души. А теперь сделаем очень смелый шаг. Агасфер отказал Христу в отдыхе, за что и был приговорен к вечной жизни на земле. Согласитесь, достаточно неприятное, жестокое наказание – жить вечно. Не сто лет, не двести, не миллион, а ВЕЧНО. Запомните эту фразу, мы к ней ещё вернемся. В философии на бессмертие была точно такая же точка зрения. Человек, обреченный пережить всех своих современников, свое время, будет жить в чуждой ему обстановке, и такая жизнь превратится в пытку. У Хорхе Луиса Борхеса есть рассказ, о человеке, искавшем источник бессмертия. Он его нашел. Бессмертные, живущие там, были полностью дегенерировавшим племенем. И он, тоже став бессмертным, страстно искал другую воду – ту, что сделает его смертным. Ему повезло, он всё-таки добрался до той воды. И вскоре умер. В одном из научно-фантастических рассказов космонавт при крушении корабля попал на один безжизненный астероид. У него было две пилюли – с ядом и с эликсиром бессмертия. Он решил принять яд, но по ошибке принял эликсир бессмертия (яд уже бы не подействовал). Это было самое страшное, что он мог сделать. А теперь давайте проведём мысленный эксперимент. Представьте, что вы вдруг стали бессмертным. Вы, именно вы. Причем, в этой жизни. Как Агасфер. Первые пятьсот лет будет, положим, интересно. Если вы бессмертны, то вы можете устроить небольшой переворот в одной из стран Латинской Америки и стать диктатором, не опасаясь восстаний – ведь вы бессмертны. Можете устроить даже культ своей личности. Но не надоест ли это вам вскоре? Человек не может ничего не делать, у его жизни должен быть смысл. Это элементарные законы психологии. Бессмертие же лишает нашу жизнь смысла. Не зря привидения во всевозможных книгах мечтают об УПОКОЕНИИ. Ну как, хочется бессмертия? Как говорится, лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас. Ну что же, мы неплохо пофантазировали, а теперь сложим два факта вкупе. А. Почти все религии обещают нам бессмертие в той или иной форме. Б. Бессмертие – это одна из самых страшных вещей, что может с нами случиться. Допустим, вы, уважаемый читатель – православный верующий. Допустим также, что православие верно. Если вы – мусульманин или иудей, то всё равно, прошу вас, проведите это несложное психологическое допущение. Рано или поздно, вы умираете и, в прямом соответствии с Библией, попадаете в рай. Где ваша БЕССМЕРТНАЯ душа будет находиться ВЕЧНО. Подумайте. Не сто лет, не двести, и даже не две тысячи лет Агасфера. ВЕЧНО. Да, будет Страшный суд, приговор, раздача слонов и снова – вечная жизнь. Но ведь, если в нашем мире бессмертный ещё может как-то занять себя – то в раю у него ничего больше не останется, кроме как славить Бога. В самом деле, что ещё делать на небесах? То же (с поправками, разумеется) касается и иных религий, обещающих бессмертие души первой формы(см. выше). Конечно, прославление Бога – дело прекрасное для верующего, но долго ли вы сможете это делать на небесах? Единственное, что сможет облегчить ваше положение там – это сойти с ума и ничего не осознавать вокруг. Но чем, по сути, это отличается от атеистической «смерти после смерти»? Да и удастся ли вам сойти с ума в раю, ведь там нет ни болезней, ни хвороб? Это будет своеобразная «пытка Агасфера». Несколько гуманнее обстоит дело в религиях с бессмертием второй формы. По крайней мере, там в каждой новой жизни нет воспоминания о предыдущей. Но цель всех перерождений (единственный выход из замкнутого цикла перерождений) – это достичь нирваны. Однако, нирвана по своему описанию очень похожа на душевную кому. Человек (а значит, и его душа) в нормальном своем состоянии не может существовать без желаний, как в информационном коконе. А, по сути, какое тогда отличие между нирваной и «смертью после смерти»? Можно ли назвать нирвану жизнью души? Теоретически, возможно. Но только эта жизнь похожа на смерть. Завершая эту статью, я скажу только одно: верующие! Вы действительно хотите вечной загробной жизни?
http://www.ateism.ru/article.htm?no=1457 Борис .
|